Историческая справка

Первые объединения трудящихся по профессиональному признаку появились в Беларуси в 1894 году, а к 1904 году они были созданы на территории всей Беларуси. Это был этап организованной борьбы широких масс трудящихся, объединенных профессиональными союзами в защиту своих экономических интересов.

Массовые выступления рабочих вынудили царское правительство пойти на разработку законодательной базы профсоюзов и издать Временные правила о профессиональных обществах, которые определяли их правовое положение, запрещали их участие в политической деятельности, предусматривали создание губернских особых присутствий (отделов) по делам об обществах, где происходили утверждение уставов и выдача разрешений на создание профсоюзов.

Профсоюзное движение развивалось. Постепенно происходили и процессы централизации профсоюзного движения, создание межсоюзных органов, объединяющих различные профсоюзы в масштабе отдельных профессий.

Однако с началом первой мировой войны в 1914 году все профсоюзы на территории Беларуси были запрещены.

НОВЫЙ период развития профсоюзного движения пришелся на время после февраля 1917 года. Именно тогда стали активно восстанавливаться ранее существовавшие и организовываться новые профессиональные союзы. В четырёх наиболее крупных промышленных центрах Беларуси – Минске, Могилеве, Витебске и Гомеле – в течение марта-апреля 1917 года было образовано свыше 80 профсоюзов.

После Октябрьской революции и гражданской войны первые декреты Советской власти в значительной мере  узаконили все те требования, за которые профсоюзы боролись – 8-часовой рабочий день и 42-часовую неделю.

В период иностранной интервенции и гражданской войны профсоюзы Беларуси действовали нелегально. После освобождения республики профсоюзы, разогнанные во время аккупации, начали возобнавлять свою деятельность. По постановлению Совета профсоюзов Беларуси в августе 1920 года была проведена перерегистрация членов профсоюзов и реорганизация их правлений. К тому времени в БССР были организованы и приступили к работе профсоюзы металлистов, табачников, печатников, швейников, пищевиков, транспортных рабочих, строителей, кожевников, щёточников, работников искусств, медико-санитарных работников и сельскохозяйственных рабочих.

ВАЖНУЮ роль в организации профсоюзной работы сыграл I сьезд профсоюзов Беларуси, который состоялся в Минске 7-13 мая 1921 года. Принятые съездом решения имели важное значение для перестройки работы профсоюзов в условиях перехода к новой экономической политике. Действовавшие самостоятельно немногочисленные профсоюзы впервые создали свой республиканский профцентр, призванный координировать усилия всех профсоюзов для решения сложных конкретных задач. Большое внимание съезд уделил тарифно-нормировочной работе, улучшению системы оплаты труда рабочих и служащих.

За годы восстановительного периода (1921-1925гг.) прошло пять всебелорусских съездов профсоюзов, которые по состоянию на 1 октября 1926 года объединяли 211, 5 тысяч членов (или 84,6 процента всех работающих в республике).

История профсоюза работников госучреждений начинается с марта 1931 года. В результате разукрупнения профессионального союза советских и торговых служащих был образован профессиональный союз работников государственных учреждений. В апреле 1931 года состоялась I-ая Всебелорусская конференция Профсоюза, на которой было избрано Центральное правление. Местными органами Центрального правления профсоюза являлись районные месткомы, которые объединяли профуполномоченных в районных центрах, сельские месткомы и сельских уполномоченных, находящихся на территории района. Численность членов профсоюза в 1933 году составляла 10 тысяч 800 человек.

Профсоюзы выполняли важную роль в развитии экономики и культуры республики, в подъеме благосостояния народа. В предвоенные годы возглавили  массовое социалистическое соревнования и смогли наполнить его духом соперничества во имя роста производства и благосостояния народа. Много сделали профсоюзные организации по распространению движения рационализаторов и изобретателей.

В годы Великой Отечественной войны профсоюзы взяли на себя огромную работу по перебазированию предприятий и эвакуации миллионов рабочих и их семей в восточные районы, оказанию помощи в их обустройстве, налаживанию производственной жизни, по развитию соревнования трудящихся тыла под лозунгом: «Все для фронта. Все для победы». В восточные районы страны были вывезены 109 предприятий союзно-республиканского значения. Оставшиеся на оккупационной территории рабочие и служащие активно участвовали в партизанском движении и подполье, всеми средствами саботировали выполнение приказов немецкого командования и оккупационных властей.

После войны профсоюзы Беларуси включились в решение задач восстановления и развития народного хозяйства, боролись за улучшение условий труда и быта рабочих и служащих, за налаживание социальной сферы. В 1946 году уже работали 34 республиканских, дорожных и бассейновых комитетов, 49 областных комитетов профсоюзов и более 7 тыс. первичных профсоюзных организаций.

Могилевская областная организации профсоюза работников госучреждений как самостоятельная структура образована с 1956 года. В этом году был создан Могилевский областной комитет профсоюза. На учете в обкоме профсоюза состояло 142 профорганизации и 443 страхователя. До создания обкома все организации, начиная с 1931 года в строгом соответствии с профсоюзными картами, выходили на республиканский комитет.

Говоря об историческом прошлом нельзя не отметить роль его ветеранов. Первым председателем Могилевского обкома профсоюза была избрана Башкирова Мария Никитична, которая возглавляла организацию по 1962 год.

Традиции областной организации закладывались председателями:

– Куршицовым Филиппом Игнатьевичем с 1963 по 1966 год ;

– Варивончиком Владимиром Михайловичем с 1967 по 1971 год;

– Запекиным Василием Парамоновичем с 1971 по 1983 год;

– Силявой Леонидом Александровичем с 1983 по 1990 год;

— Павловским Андреем Алексеевичем с 1990 по 1999 год;

– Скребуновым Сергеем Михайловичем с 1999 по 2006 год;

— Козловым Семеном Ефимовичем с 2006 по март 2010 года.

Они многое сделали для становления областной организации профсоюза, усиления его значимости и авторитета.

В советский период профсоюзы превратились в самую массовую общественную организацию, которая сыграла важную роль в социально-экономическом и культурном развитии белорусского общества.

Период до 1985 года можно охарактеризовать как наиболее спокойный, наиболее благоприятный для белорусских профсоюзов. Профсоюзы благополучно определили и получили свое место в структуре общества. Руководители КПСС и государства рассудили очень мудро. Если организация настолько массовая, что представляет практически всех трудящихся страны, то она должна активно участвовать в государственном строительстве, должна иметь право решающего голоса в вопросах, как сегодня принято говорить, социально-экономического развития. Был применен следующий подход: если у такой организации будет право решать какие-либо важные вопросы и реализовывать целые государственные проекты, то и ответственность за последствия будут нести сами профсоюзы: они будут делать так, чтобы были довольны все или почти все, иначе будет выражаться недовольство людей к этой организации.

Профсоюзы в этот период получили право управлять социальным страхованием – огромные денежные фонды направлялись на лечение, оздоровление, строительство социальных объектов. Следующее важнейшее достижение – это право участвовать в распределении доходов предприятия. С профкомом согласовывались выплаты денежной помощи, распределение премии, жилой фонд, в том числе в общежитиях, места в детских оздоровительных заведениях, дошкольных учреждениях. Профсоюзам были поручены производственная работа, соревнование, вопросы труда, заработной платы, нормирование, общественный контроль за здравоохранением, работа библиотек, клубов и дворцов, развитие массового спортивного движения. Государство помогало решать эти задачи, обеспечивая большую часть финансирования соответствующих расходов. Так государство создавало спокойствие и стабильность в обществе. Профсоюзные активисты всегда были заняты делом важным и нужным, за результаты которого спрашивали, с одной стороны, партия, с другой – трудящиеся. Но и профсоюзный актив, в свою очередь, участвовал в работе всех руководящих органов, где принимались окончательные решения и голос профсоюзов учитывался в первую очередь.

Безусловно, не все приемлемо сегодня, но этот опыт, который, кстати, теоретически был обоснован ещё гораздо раньше классиками,  нельзя отбрасывать. Этот этап можно охарактеризовать, как этап активной работы профсоюзов в обществе, как время, когда профсоюзы добились и получили много прав, в том числе право законодательной инициативы и право распоряжаться большими бюджетными фондами, направленными на мероприятия по социальной защите трудящихся.

Перестройка, объявленная в 1985 году, привела к развалу СССР. В это время профсоюзы оказались для государства ненужным грузом и попутчиком. Рушилась экономика, рушилась система управления, и было не до общественной организации. Но мощную, большую по численности организацию развалить сразу было очень трудно, и в силу объективного закона самосохранения профсоюзы начали приспосабливаться к ситуации.

На 17 съезде, состоявшемся 5-6 октября 1990 года, Белорусский Совет профсоюзов был преобразован в Федерацию профсоюзов Белорусскую, которая в 2002 году была переименована в Федерацию профсоюзов Беларуси. 17 съезд профсоюзов Беларуси объявил себя I съездом ФПБ. В непростой перестроечный период профсоюзы  начали втягиваться в политическую деятельность. Появились западные советчики, появились деньги из-за рубежа, семинары во многих странах мира, гранты и т.д. Эти советчики увидели: что через профсоюзы можно раскачивать государственную власть. Происходящее привело к потере: права законодательной инициативы, правовой инспекции,  управления системой охраны труда, оздоровления, фонда социального страхования.

ВНЕОЧЕРЕДНОЙ 4-й съезд  ФПБ, который состоялся в сентябре 2002 года и в котором принял участие Президент Республики Беларусь, снял напряжение в коллективах, положил конец кризисным явлениям в профдвижении. Благодаря избранному съездом курсу на социальное партнерство, удалось возобновить социальный диалог с Правительством в рамках Национального совета, восстановить безналичный порядок сбора профсоюзных взносов, права технической и правовой инспекций профсоюзов и решить комплекс других вопросов, направленных на улучшение социально-экономического положения трудящихся.

Нет сомнения в том, что у профсоюзов и государства общие цели – добиваться повышения благосостояния граждан. И чтобы достичь этой цели, нужна согласованная работа, направленная на устойчивое развитие экономики, сохранения стабильности гражданского мира и согласия в обществе.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх